Стабилизаторы качки: для чего они нужны и какие бывают

Отдых на воде может быть безнадежно испорчен качкой.

Помимо того, что качка — очень неприятная вещь для самочувствия людей, она представляет и реальную угрозу безопасности судна.

3b7a58e609413f457e890937d860f2f1[1].png

Особенно уязвимы для качки суда небольшого размера, а также узкие или перегруженные.

Важно!

На восприимчивость к качке может влиять даже форма корпуса. Некоторое время назад были в моде суда с «проваленными» боками. Такая конфигурация делала их особенно уязвимыми к качке. Снижает остойчивость судна и малая высота надводных бортов.

В стабильном состоянии центр тяжести и центр плавучести судна совпадают, но, как только судно подвергается влиянию внешних сил (качке), оно начинает накреняться; одна его часть сильнее погружается в воду, другая, напротив, выталкивается из воды, и центр плавучести смещается.

Пока между центром тяжести и центром плавучести сохраняется расстояние по горизонтали (плечо), судно способно сопротивляться внешним силам. Как только горизонтальное расстояние исчезнет, и центр плавучести окажется на одной вертикали с центром тяжести, лодка перевернется.

Воздействие качки

Качку может вызвать не только ветер и волны, но и перемещения людей, тяжелых грузов. Вот почему все грузы должны быть надежно закреплены и установлены как можно ниже.

Что такое стабилизаторы качки

Стабилизаторами качки называют особые устройства, которые устанавливаются на судах с целью демпфирования качки.

Функции стабилизаторов качки

С целью повлиять на интенсивность качки люди придумывали различные устройства. Раньше это могли быть довольно простые и даже примитивные приспособления; сегодня появились эффективные стабилизаторы, которые позволяют подавить даже существенную качку.

Виды стабилизаторов качки

Стабилизаторы качки делятся на пассивные и активные приспособления. Они действуют по-разному. Некоторые устройства лучше работают, когда судно на ходу, другие — во время стоянки.

Пассивные стабилизаторы

К пассивным устройствам демпфирования качки относятся:

  • скуловые кили;
  • пассивные цистерны.

Пассивные стабилизаторы качки отличаются от активных тем, что они работают без источника энергии. Эти механические устройства реагируют на колебания судна, создавая стабилизирующий момент.

Скуловые кили

Бортовые или скуловые кили — это пластины, расположенные по бокам судна, по центру, перпендикулярно обшивке. Их ширина, в зависимости от размера судна, может составлять от 30 см до 1 м, а длина составляет от трети до трех четвертей длины судна.

Когда судно начинает раскачиваться, кили, соприкасаясь с водой, оказывают сопротивление погружению в воду, таким образом стабилизируя судно. Они довольно эффективны от качки, которая возникает из-за колебаний судна, но сильную внешнюю качку, вызванную волнами, подавить не могут.

Пассивные успокоительные цистерны могут уменьшить качку в 2 раза.

Было замечено, что колебания жидкости, расположенной в нижней части судна, могут компенсировать колебания, вызванные качкой. С этой целью на судах устанавливали цистерны с балластной жидкостью или жидким топливом.

Пассивные цистерны — это устройство, основанное на принципе сообщающихся сосудов. Две цистерны соединены снизу U-образной цистерной, по которой жидкость может переливаться, снаружи устроен воздушный канал. Когда судно кренится, жидкость переливается и компенсирует наклон; качка подавляется.

Но в случае нерегулярных волнений пассивные цистерны могут увеличивать качку.

Активные стабилизаторы качки

Активные устройства работают от источников энергии. На сегодняшний день это:

  • бортовые управляемые рули;
  • активные успокоительные цистерны;
  • гироскопические стабилизаторы.

Бортовые «активные» рули выдвигаются из корпуса судна и могут изменять угол, таким образом опуская или приподнимая борт.

Активные цистерны — это пневматические системы. По сути, это те же успокоительные цистерны, но оснащенные насосом, который может нагнетать воздух и вытеснять жидкость из одной цистерны в другую, компенсируя качку.

Интересно!

Активные цистерны могут не только подавлять качку, но и создавать ее, что может пригодиться, если судно перемещается во льдах.

Гироскопические стабилизаторы устроены по принципу гироскопа — самовыравнивающейся системы, которая всегда работает во время движения судна. При возникновении качки ось гироскопа поворачивается, и создается стабилизирующий момент. На сегодняшний день это одно из самых эффективных и надежных стабилизирующих устройств для яхт и катеров, позволяющее подавить качку на 95%. Они устанавливаются на судна любых размеров, от 10 м и больше.

Со стабилизатором качки и без

Как управлять стабилизаторами

Современные стабилизирующие устройства, такие, как гироскопические стабилизаторы, работают автоматически; управлять ими можно с дисплея с простым и понятным интерфейсом.

Советуем изучить: Модельный ряд стабилизаторов качки Seakeeper

Стабилизаторы качки для яхты - гарантия вашего комфорта и безопасности

Эффективные, современные и надежные успокоители качки для яхты — гарантия вашего комфорта и безопасности на воде. Их стоимость довольно высока, поэтому особенно важно сделать покупку у надежного поставщика, такого, как «Вест Наутикал Сервис», который является официальным дилером компании-производителя на территории России и уже в течение 6 лет профессионально занимается доставкой и шеф-монтажом стабилизаторов качки не только в странах СНГ, но и в Европе и Турции.

Для государственных компаний и верфей это лучший поставщик, поскольку «Вест Наутикал Сервис» имеет все необходимые лицензии и сертификаты на установку и обслуживание стабилизаторов качки.

Возврат к списку

Seakeeper Certified
Мы более 10 лет
занимаемся установкой стабилизаторов качки
Предоставляем гарантию на все работы