Особенности конструкций моторных кораблей

Устройство кораблей различается в зависимости от их назначения и оснащения.

Что такое моторное судно

Моторными называются суда, основной способ передвижения которых — перемещение посредством механического двигателя с движителем одного из следующих типов:

  • гребной винт;
  • воздушный винт,
  • водометный движитель.

Типы моторного оснащения. Конструкция кораблей

Главные агрегаты современного корабля — его двигатели. Устройство моторного корабля, как правило, предполагает наличие основных и вспомогательных двигателей. Основные приводят судно в движение, а вспомогательные (генераторы) — служат для его электроснабжения.

По размещению основные двигатели могут быть:

  • подвесными (у лодок, малых катеров и прочих маломерных судов);
  • стационарными (размещенными непосредственно в корпусе судна).

Подвесные агрегаты в своей основе имеют электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания (как бензиновые, так и дизельные модификации), с винтовым или водометным движителем.

Стационарные агрегаты более богаты в своем многообразии. Здесь могут использоваться:

  • паротурбинные двигатели большой мощности (устанавливаются на сверхбольших судах, контейнеровозах, газовозах, танкерах и сухогрузах, ледоколах);
  • атомные двигатели с ядерной энергетической установкой, имеющие практически не ограниченный запас хода (применяются в грузовом, ледокольном и военном флотах);
  • дизельные двигатели, как наиболее распространенные типы двигателей для судов любых типов и размеров, в том числе, парусных кораблей;
  • комбинированные дизель-электрические двигатели, использующиеся преимущественно в военно-морском флоте;
  • газотурбинные двигатели (ввиду высокой сложности изготовления не применяются в массовом производстве и устанавливаются, в основном, на военных кораблях в модификациях с винтовым движителем на воздушной подушке и подводных крыльях).

Парусное вооружение

Современные парусные корабли, помимо мощных двигателей, располагают различным парусным вооружением. В зависимости от вида вооружения, все парусные суда разделяются на виды:

  • с прямым вооружением;
  • с косым вооружением;
  • со смешанным вооружением.

К первой группе относятся парусные суда, у которых основными либо преобладающими являются прямые паруса. По количеству мачт, имеющих прямые паруса, суда этой группы подразделяются на следующие типы:

  • корабли, имеющие три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах;
  • барки, имеющие не менее трех мачт, из которых все, кроме последней, имеют прямые паруса;
  • бриги — двухмачтовые суда с прямыми парусами.

56e9dffc824cc486dafe8f92be19f9ac[1].png

Ко второй группе относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающий тип судов этой группы — шхуны, подразделяющиеся на гафельные, марсельные и шхуны с бермудским вооружением. Помимо шхун, к этой группе относятся небольшие морские одномачтовые суда — тендер и шлюп, а также двухмачтовые — кэч и иол.

Суда с косым вооружением

У третьей группы судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

  • бригантины — двухмачтовые суда, у которых первая мачта имеет прямые паруса, а вторая — косые;
  • баркентины — трех- и более мачтовые суда, имеющие на передней мачте прямые паруса, а на остальных — косые.

Суда со смешанным вооружением

Курсы парусно-моторного судна относительно ветра

Курсом называется направление движения парусно-моторного судна в точку назначения.

Его можно определить двумя способами:

  • по компасу;
  • по отношению к направлению ветра.

Направление по компасу — это прямая линия до точки назначения или промежуточной поворотной точки. Она называется генеральным курсом. Для парусных судов точность, с которой выдерживается этот курс, зависит от направления ветра, типа парусного вооружения и мастерства управления судном.

Угол направления движения отсчитывается от севера «N» по градуированной шкале компаса, разделенной по часовой стрелке на 360°. Существует также альтернативное измерение угла в румбах, при этом окружность горизонта делится на 32 румба с ориентированием по сторонам света. Таким образом, один румб равен 11,5°.

Угол между направлением ветра и диаметральной (продольной) плоскостью корабля называют курсом корабля относительно ветра. Он измеряется соответствующей дугой горизонта и выражается в угловых градусах. Курсы корабля подразделяются на:

  • Левентик (угол около 0°). Направление движения почти точно против ветра, поскольку идти прямо против ветра парусное судно не может.
  • Бейдевинд (острый угол менее 90°). Ветер направлен под острым углом к носу судна. Выделяют бейдевинд полный и крутой. Границу между ними разные источники проводят по-разному (в диапазоне от 45° до 67,5°). При движении против ветра минимальный угол бейдевинда составляет 30°; при меньшем угле замедляется ход, и парус будет заполаскивать вплоть до полной потери скорости судна.
  • Галфвинд (угол равен 90°). Ветер дует перпендикулярно борту.
  • Бакштаг (угол больше 90°, но менее 180°). Ветер с угла кормы. Бакштаг разделяют на крутой (угол менее 135°) и полный (угол выше 135°).
  • Фордевинд (угол в районе 180°). Направление ветра с кормы, корабль идет попутным ветром.

Маневрирование моторного судна с прямым вооружением

Прямое вооружение характеризуется наличием у судна прямых парусов на всех мачтах. Прямой парус четырехугольной формы поддерживается горизонтального расположения рангоутным «деревом», реем, который своей серединой крепится к мачте или стеньге. Управление таким парусом сводится к развороту рея в горизонтальной плоскости и растягиванию в нужном направлении нижних углов паруса.

Лавировка

Двигаться непосредственно против ветра парусное судно не может и вынуждено перекладываться переменными галсами т. е. движется зигзагами. Траекторию движения можно сравнить с синусоидой вдоль оси генерального курса. Такое движение называется лавировка, т. е. движение по курсу бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот.

Повороты

Повороты бывают двух типов:

  • Оверштаг. Нос парусного судна пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика, после чего перекладывается на другой галс, до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с косым парусным вооружением— бермудским, гафельным, латинским. Для судов с прямыми парусами маневр требует опытного и многочисленного экипажа. Паруса нужно брасопить (то есть поворачивать реи посредством брасов) на другой галс в определенной последовательности и строго вовремя; паруса на бизань-мачте выносятся на ветер первыми, и помогают развернуться по ветру (привестись). Паруса на фок-мачтах и грот-мачтах переносятся при проходе через линию ветра и помогают увалиться (то есть, перейти на другой галс). В противном случае судно может «пропустить левентик», потерять ход и перестать слушаться руля.
  • Фордевинд. При этом маневре линию ветра пересекает корма парусного судна. Таким образом, ветер всегда попутный, так что для судов с прямым парусным вооружением он представляет меньше трудностей.

Важно!

Поворот оверштаг является сложным маневром, требующим полной отдачи всей команды, своевременного сворачивания и установки парусов в зависимости от количества мачт, предварительного набора скорости при заходе в левентик и быстрой подготовки системы парусов при достижении нужного градуса на новом галсе в бейдевинде.

Сигналы судовых тревог

Виды и сигналы тревог на судах устанавливаются в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 4 июня 2018 г. № 224 «Об утверждении Устава службы на морских судах» п. 8.10:

  • Общесудовая тревога. Ее причинами могут быть борьба с пожаром или водой, взрыв и прочие чрезвычайные происшествия, требующие внимания и помощи всего экипажа. Представляет собой семь или более коротких звуков и следующий за ними один длинный продолжительный звук. При пожаре во время стоянки в порту сигнал общесудовой тревоги дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол.
  • Тревога «Человек за бортом» объявляется при падении человека за борт или его обнаружении в воде за бортом. Осуществляется три продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность сигнала 5— 6 секунд), сигнал повторяется 3—4 раза;
  • Шлюпочная тревога. Объявляется капитаном при необходимости покинуть судно. Издают семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя, сигнал повторяется 3—4 раза.

Сигналы тревог обязательно дублируются голосовым сообщением через ретрансляторы или другие устройства громкой связи с указанием вида тревоги. При наличии иностранных пассажиров на пассажирских судах сигналы тревог дублируются на соответствующих иностранных языках. В случае пробоины, утечки газа или пожара по возможности указывается их место.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы подаются паровым свистком, тифоном или сиреной.

Отбой тревог объявляется голосом по трансляции.

Для отработки взаимодействия экипажа судна по указанию капитана объявляется учебная тревога, проводятся учения по каждому виду тревог. Действия команды при этом регламентируются для каждого члена экипажа по «Судовому расписанию по тревогам». В нем указывается роль каждого матроса и офицера, перечень обязанностей и местонахождение во время той или иной тревоги. Учения по каждому виду тревог проводят не реже одного раза в месяц, в разное время суток и при разных погодных условиях. По завершению учебной тревоги проводят ее детальный разбор и производят записи в судовом журнале.

Требования техники безопасности при работе с моторным вооружением

На парусном, как и на любом другом судне, необходимо уделять повышенное внимание технике безопасности. Требования техники безопасности при работе с парусно-моторным вооружением регламентируются «Правилами по охране труда на судах морского и речного флота», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 367н от 5 июня 2014 года. Правила работ на судах с парусным вооружением установлены в п. 239.

Один из лучших способов справиться с качкой - стабилизаторы качки Seakeeper

Важным параметром любого судна является его остойчивость. Влияние качки, вызванной как внешними причинами, так и появившейся на судне, не только снижает комфорт пассажиров, но и может привести к аварийной ситуации. Один из лучших способов справиться с качкой на сегодняшний день — стабилизаторы качки Seakeeper. Они выпускаются различных размеров, покрывая потребности судов любого размера, и имеют двухлетнюю заводскую гарантию.

Советуем изучить: Линейка стабилизаторов качки Seakeeper

Компания «Вест Наутикал Сервис» более 6 лет занимается доставкой, монтажом, обслуживанием и ремонтом стабилизаторов качки. Будучи официальным дилером Seakeeper, компания «Вест Наутикал Сервис» имеет все необходимые сертификаты, лицензии, и потому это лучший поставщик как для частных лиц, так и для государственных предприятий и верфей.

Возврат к списку

Seakeeper Certified
Мы более 10 лет
занимаемся установкой стабилизаторов качки
Предоставляем гарантию на все работы