Моторные линейные корабли: история, классификация, современность

На рубеже 15-16 веков парусные корабли вооружились пушками и абордажные схватки ушли в прошлое. Теперь победа добывалась в артиллерийских дуэлях. Все решалось массированным залпом по рангоуту и ватерлинии. Но орудия были гладкоствольными и заряжались медленно. Никаких стабилизаторов качки не существовало, поэтому наводка на цель сбивалась волнением моря. Случалось, что в сражениях флотов ядра поражали свои же корабли. Постепенно была выработана линейная тактика ведения морского боя. Суда выстраивались в кильватерный строй, то есть следовали друг за другом. И проходя мимо противника согласовано обстреливали его корабли залпом всего борта. При этом они не угрожали друг другу, а врагам наносили максимальный урон.

Эволюция морского боя

Британские моряки в сражениях с испанской Великой Армадой применили новую тактику. Артиллеристам неповоротливых галеонов не давали ни минуты на перезарядку орудий. Английские бриги подходили один за другим и расстреливали их в упор. Разгром был полным. Все военные флоты мира приняли на вооружение линейную тактику. Теперь потребовались корабли, способные выдерживать единый строй. Их назвали линейными и условно разделили на ранги соответственно тоннажу и назначению.

Завершением линейной эпохи считается Трафальгарское сражение 1805 года. Адмирал Нельсон поломал кильватерный строй и уничтожил совместный франко-испанский флот. Он сам признавал, что следовал примеру великого флотоводца Федора Ушакова, не раз побеждавшего гораздо более сильные турецкие эскадры. Удивительно, что как раз русский военный флот не последовал примеру командующего Черноморским флотом, который выиграл 43 сражения. И не потерял при этом ни одного судна.

Парусникам шли на смену военные моторные корабли. Уже в Крымской войне 1853 года линейная тактика сдала позиции. Точку поставил японский адмирал Того, разгромивший эскадру адмирала Зиновия Рожественского в Цусимском проливе. Он разорвал кильватерный строй русских броненосцев и потопил их поодиночке. Новое время потребовало новой тактики. Линейные корабли больше не выстраиваются в единую линию. Но терминология осталась прежней.

Современные боевые корабли называются линейными только по традиции. Никто уже перед боем не строится в кильватер, «отбирая ветер» у противника. Роль флагманов выполняют авианосцы с атомными движителями. Но и они нуждаются в сопровождении. Для охранения, разведки, борьбы с авиацией и подводными лодками существуют корабли поменьше и побыстрее – моторные фрегаты и корветы.

Конструктивные особенности моторных линейных кораблей

Первые военные корабли с механическим движителем выглядели очень странно. Между высокими мачтами торчала высокая труба, изрыгавшая черный дым. Ее иногда делали телескопической, чтобы не мешать работе с парусами. Эволюционировала и артиллерия. Ее калибр перешагнул 10 дюймов. Пушки стали размещать не только на батарейных палубах, но и на поворотных площадках над ними. Но вращали и наводили их по-прежнему вручную, поэтому расчеты достигали десятков матросов. Точность стрельбы оставалась низкой, ведь волны раскачивали моторные корабли точно так же, как и парусные.

В 1904 году немецкий кораблестроитель испытал свое изобретение – гироскопический успокоитель качки. Без него крен минного заградителя «Зеебор» доходил до 40 градусов. После включения устройства он не превышал одного градуса. Успех несомненный, но он не привел к широкому внедрению аппарата. Его посчитали слишком сложным и опасным. Есть упоминания, что аналогичные конструкции устанавливали на свои крейсера итальянские и японские корабелы перед Второй мировой войной. А вполне современная атомная подводная лодка «Вирджиния» стабилизируется маховиком массой 140 тонн.

Ранги военных кораблей

До 17 века военные корабли не унифицировались. Первой страной, где флот стал государственным, была Великобритания. Именно там и ввели понятие ранга корабля. Их подразделяли на 6 рангов по следующим признакам:

  • тоннажу,
  • количеству пушек,
  • бронированию,
  • назначению.

Эта классификация достаточно условна. Например, в Русском императорском флоте сохранились наименования «фрегат» и «корвет», унаследованные от парусного флота. Но если фрегаты всегда считались кораблями I ранга, то корветы могли иметь I или II ранг в зависимости от водоизмещения. В Советском военно-морском флоте корабли различались по назначению. И только недавно вернулись исторические названия, от которых так и веет романтикой и свежим бризом.

Фрегат – самый универсальный боевой корабль

Fregata – тип средневековой средиземноморской галеры. К 18 веку они преобразились в парусные трехмачтовые корабли, вооруженные артиллерией. Число пушек доходило до 60. В середине 19 столетия начали строить колесные пароходо-фрегаты, им на смену быстро пришли бронированные фрегаты с винтовым движителем.

Большинство современных фрегатов имеют водоизмещение до 4 тыс. тонн. Их скорость превышает 30 узлов, то есть 55 км в час. Их задача – поиск и уничтожение вражеских подводных лодок, самолетов и ракет. Эти суда сопровождают морские конвои, участвуют в походах авианосных групп и способны действовать самостоятельно в условиях открытого океана. В военном флоте Российской Федерации данный класс кораблей заменил БПК, то есть Большой противолодочный корабль, и СКР, прежний Сторожевой корабль.

Пароходофрегат Александр Невский

Пароходофрегат Александр Невский чертеж

Пароходо-фрегат «Александр Невский» - флагман Атлантической эскадры России

В 1863 году на Балтике указом Александра II сформировали особую эскадру для крейсирования в Атлантическом океане. Целью было воспрепятствовать Великобритании вступить в Гражданскую войну между северными и южными штатами США на стороне Юга. Контр-адмирал Лесовский выбрал своим флагманом 50-пушечный пароходо-фрегат «Александр Невский». Его основным движителем были паруса, а дополнительным – паровая машина мощностью 800 лошадиных сил. Ход обеспечивали 2 гребных винта.

Машина и не выдержала долгого пути и поломалась, ее отремонтировали в Нью-Йорке. И поставленная задача была выполнена. Британия не рискнула отправить экспедиционный корпус, опасаясь русской эскадры. Президент Авраам Линкольн благодарил моряков и обещал, что его народ никогда не забудет этой помощи.

Фрегат Паллада

Фрегат «Паллада» - путешественник и учитель

В 1831 году со стапеля Охтинского завода спустили на воду новый фрегат. Его назвали «Паллада» в честь древнегреческой богини мудрости. Корабль совершил переход из Кронштадта в Японию. Писатель Гончаров описал это плавание в путевых записках. Современный парусно-моторный фрегат «Паллада» построен в 1989 году для практики курсантов Дальневосточного технического рыбохозяйственного университета. Он оснащен двумя дизельными двигателями, которые включают только при маневрировании в порту. Остальное время парусами вручную управляют курсанты. Фрегат участвует во всех регатах исторических кораблей, ему принадлежит мировой рекорд – 18 узлов под парусами.

Корвет – корабль на побегушках

Есть версия, что название этих кораблей происходит от corbita, древнеримского судна для перевозки грузов и охраны портов. В парусном флоте они выросли до трехмачтовых кораблей. В 18 веке их функции дополнились разведывательными и посыльными функциями. В 1840 году в Англии построили первый колесный корвет с паровой машиной. Парусно-паровые корветы участвовали в Крымской войне и доказали свою высокую эффективность.

Современные корветы – небольшие суда водоизмещением от 500 до 1600 т и скоростью до 20 узлов, то есть 37 км в час. У них мощное радиолокационное и гидроакустическое оснащение, которое позволяет издалека обнаруживать самолеты и подводные лодки врага. В ВМФ РФ класс корветов соответствует сторожевым, малым и большим ракетным катерам.

Корвет Стерегущий

Корвет Стерегущий

Корвет «Стерегущий» - новое поколение боевых кораблей ВМФ РФ

Пилотный корабль проекта 20380 спущен со стапеля в 2006 году. Возможности и боевая мощь многоцелевых корветов таковы, что по натовской классификации их относят к фрегатам. В перспективе эти корабли станут основой возрожденного военного флота. Их предназначение:

  • борьба с вражескими подводными и надводными судами в территориальных водах и прибрежной зоне;
  • поддержка высадки десанта артиллерией и ракетами;
  • сопровождение транспортов;
  • блокирование определенных акваторий.

В данный момент 6 подобных корветов уже в строю Северного флота, два – Тихоокеанского. Еще один на ходовых испытаниях, 6 однотипных судов строятся.

Бриг – легенда парусного флота

При слове «бриг» сразу вспоминаются благородные флибустьеры. Любимое судно пиратов и контрабандистов – двухмачтовый корабль с прямыми парусами и одним косым парусом на грот-мачте. В художественной литературе его иногда называют контр-бизанью, хотя бизань-мачты на бриге нет. Именно этот парус сообщает бригу необыкновенную маневренность, которую так ценили корсары. В военных флотах эти корабли служили посыльными, разведывательными и конвойными судами. Их боевые качества были невелики, но с лихвой компенсировались лихостью команд.

Подвиг брига «Меркурий»

Самый знаменитый бриг русского военного флота – это несомненно «Меркурий». Маленькое судно, построенное для дозорной службы, одержало верх над двумя мощными линейными кораблями султанского флота «Селимие» и «Реал-бей» в мае 1829 года. Они застигли «Меркурий» в открытом море и взяли в клещи, зажав с обоих бортов. Соотношение сил было гибельным, но команда решила не сдаваться. Кормовой флаг прибили к гафелю, а у входа в пороховой погреб капитан Казарский положил заряженный пистолет. Последний живой моряк должен был выстрелить из него и взорвать корабль.

Бой брига Меркурий Иван Айвазовский

Бриг ловко уклонялся от ядер и сам обстреливал рангоут противников. И то было правильным решением. Паруса опали, закрыв артиллерийские порты. Самые большие линейные корабли Турции потеряли управляемость и бежали. «Меркурий» с триумфом вернулся в Севастополь. Команду и капитана наградили Георгиевскими крестами, такой же орден получил и корабль. В мире долго никто не верил, что победа в подобном бою возможна. Памятник подвигу брига «Меркурий» и сейчас стоит в Севастополе.

Современные бриги

Сегодня быстроходные сторожевые катера выполняют на военных флотах функции бригов. Но они не ушли в прошлое. Моря бороздят моторно-парусные бриги, построенные специально для обучения курсантов мореходных училищ. Таков, например, учебный корабль TS Royalist, спущенный на воду в 1971 году. Владелец судна – Морское кадетское общество Sea Cadet Corps Великобритании. Оплатила постройку дочь Елизаветы II принцесса Анна.

Бриг Роялист

Бриг Роялист 2

24 кадета отправляются в недельное плаванье вдоль берегов Великобритании и Франции. Это не круиз, ребята осваивают работу с такелажем, навигацию по звездам, управление парусным судном. Они не обязательно станут моряками, но характер закалят точно. Бриг ежегодно участвует в регате «Парус» в Бременхафене. Его длина 29 м, ширина 6 м, скорость под парусами 7,5 узла. Постоянная команда – всего 8 человек. Корабль оснащен двумя дизельными двигателями.

Какими будут моторные линейные корабли будущего

Технический прогресс не останавливается. Фрегаты и корветы оснащаются все новым оружием и электронными системами. Среди них нашлось место и успокоителям качки. В 2020 году в строй войдет морской транспорт «Академик Макеев», оснащенный антикренинговой системой отечественной разработки. Вдоль бортов расположены балластные цистерны, компенсирующие наклоны. Вода перекачивается автоматически под управлением автоматики. Гироскопические успокоители качки тоже используются достаточно широко, но сведения об этом не разглашаются.

Возврат к списку

Seakeeper Certified
Мы более 10 лет
занимаемся установкой стабилизаторов качки
Предоставляем гарантию на все работы